Урок –
лаборатория.
Учитель: Караулова Людмила Николаевна
Тема: Роль прилагательных в художественном описании (по роману И.С.Тургенева
«Отцы и дети»)
Цели:
Ход урока:
Задание №1 В данном фото роботе запечатлены наиболее примечательные черты одного из персонажей «Отцов и детей» Назовите этот персонаж. Зачем понадобились прилагательные в данном отрывке?
А) В лице его, длинном и худом, с висячими бакенбардами песочного цвета.
Сказывалось тревожное и тупое выражение, но особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Он был одет в английский сьют, на голове красовалась маленькая феска.
Б) Кругленькая, низенькая, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками, растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, она полулежала на диване. Спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели ее светлые глаза.
Задание №2.Прилагательные в пейзаже.
Раскрасьте пейзажную зарисовку, выбрав из определений, данных под чертой, тургеневские. Какие детали пейзажной картины наиболее ярко передают авторское видение природы? Какова функция пейзажа в данном отрывке?
Утро было славное, свежее; маленькие … тучки стояли брюшками на …лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная …земля, казалось, еще хранила след … зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.
Румяный, красный, пестрый, темно-серый, ярко-синий, бледно-ясный, цветной, грязно-белый, угрюмо-черный, темный.
Задание №3. Лабораторное исследование.
Выразительное чтение текста. Ответить на вопросы.
· Почему в отрывке описании природы у мастера художественного слова, у писателя, столь горячо любившего природу, отсутствуют ласковые, просветленные эпитеты?
· Как меняется характер изображения, когда автор рассказывает о крестьянах, об условиях их жизни?
· Через какие части речи передается бедность и нищета российского мужика?
· Какое настроение создает это описание у читателя?
· Какой цели подчиняет Тургенев все художественные средства?
Учитель делает вывод об особенностях мастерства Тургенева по этому пейзажу, о функции пейзажа в данном отрывке.
Учащиеся пишут мини-сочинение по отрывку.
Вывод: Итак, прилагательные, чаще всего выступающие в роли эпитетов, используются И.С.Тургеневым для описания портрета героев, раскрывает различные функции пейзажа. Прилагательные нам помогают понять мысли, чувства и настроение автора произведения и мысленно увидеть картины.
Домашнее задание: повторить о глаголе стр. 83-84, упр.173 (по заданию)