Урок – лаборатория.

Учитель: Караулова Людмила Николаевна

Тема: Роль прилагательных в художественном описании (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Цели:

  1. Научить определять роль прилагательных в художественном описании
  2. развивать навыки самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал
  3. воспитывать культуру речи.

 

Ход урока:

  1. Фронтальный опрос.
    1. Значение имени прилагательного
    2. Зачем нужны имена прилагательные в речи?
    3. В каком типе речи чаще всего используются прилагательные?
    4. Какую роль играют прилагательные в художественном описании?
    5. Чаще всего прилагательные в переносном значении являются …(эпитетами).
  2. Задача урока – определить роль прилагательных в художественном описании на материале романа «Отцы и дети»

Задание №1 В данном фото роботе запечатлены наиболее примечательные черты одного из персонажей «Отцов и детей» Назовите этот персонаж. Зачем понадобились прилагательные в данном отрывке?

 А) В лице его, длинном и худом, с висячими бакенбардами песочного цвета.

Сказывалось тревожное и тупое выражение, но особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Он был одет в английский сьют, на голове красовалась маленькая феска.

Б) Кругленькая, низенькая, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками, растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, она полулежала на диване. Спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели ее светлые глаза.

Задание №2.Прилагательные в пейзаже.

Раскрасьте пейзажную зарисовку, выбрав из определений, данных под чертой, тургеневские. Какие детали пейзажной картины наиболее ярко передают авторское видение природы? Какова функция пейзажа в данном отрывке?

Утро было славное, свежее; маленькие … тучки стояли брюшками на …лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная …земля, казалось, еще хранила след … зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.

 

Румяный, красный, пестрый, темно-серый, ярко-синий, бледно-ясный, цветной, грязно-белый, угрюмо-черный, темный.

Задание №3. Лабораторное исследование.

Выразительное чтение текста. Ответить на вопросы.

·         Почему в отрывке описании природы у мастера художественного слова, у писателя, столь горячо любившего природу, отсутствуют ласковые, просветленные эпитеты?

·         Как меняется характер изображения, когда автор рассказывает о крестьянах, об условиях их жизни?

·         Через какие части речи передается бедность и нищета российского мужика?

·         Какое настроение создает это описание у читателя?

·         Какой цели подчиняет Тургенев все художественные средства?

Учитель делает вывод об особенностях мастерства Тургенева по этому пейзажу, о функции пейзажа в данном отрывке.

Учащиеся пишут мини-сочинение по отрывку.

Вывод: Итак, прилагательные, чаще всего выступающие в роли эпитетов, используются И.С.Тургеневым для описания портрета героев, раскрывает различные функции пейзажа. Прилагательные нам помогают понять мысли, чувства и настроение автора произведения и мысленно увидеть картины.

Домашнее задание: повторить о глаголе стр. 83-84, упр.173 (по заданию)

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz