Главная      Назад

Роль учителя в организации музыкального общения школьников

Учитель: Голикова Ольга Викторовна

Поскольку восприятие и воспроизведение музыки в школьном классе связывается (связывалось привычно ранее!) с грампластинкой или же магнитофонной кассетой, основной задачей Учителя становится принятие на себя внешней, лицевой экспрессивности Исполнителя. Досконально изучив нотную запись музыкального произведения, освоив (запомнив) его «на слух», разобравшись во всех возможных изгибах, «извивах» (Гвидо Кретинский) мелодического развития, ведущего за собой субъективное музыкальное чувство, (при необходимости – обратившись к своему отражению в зеркале с целью достижения правильного соответствия внутренне-испытываемого «звука» и обращенного к Другому «тона»), Учитель (музыки) будет в состоянии превратить звуковую развертку музыкального произведения в лицевую данность доверительного музыкального рассказа, сможет исполнить музыку лицом.

При этом, главная задача Учителя, организующего процесс музыкального восприятия-общения — быть любимым детьми. Это основное условие реализации воспитательной функции музыки, ибо только любимое лицо Учителя привлекает взор детей, только на любимого Учителя хочется быть похожим, подражать ему, и только одухотворенная красотой лица Учителя, музыка звука может превратиться в Музыку тона, о чем ярко свидетельствует практика музыкального воспитания Учителя из Павлыша В.А. Сухомлинского. Именно в этом случае Музыка способна «выпрямлять душу», ибо душа человеческая и возникает, и «выпрямляется» на любящих путях к Другому человеку, в том числе и «человеку музыкальному.

В тех случаях, когда имеется возможность использовать музыкальные видеокассеты-видеозаписи, роль учителя подобна эмоциональной настройке детей при «слушании музыки», исключая безликость музыкальной содержательности и опираясь на факт «изложения» музыкального рассказа конкретным Исполнителем – сверстником либо взрослым.

Здесь самыми предварительными критериями состоявшегося музыкального восприятия-общения детей будет установление (постепенное, возможно, что не сразу) душевной, духовной общности с Исполнителем, «привыкание» к нему, постепенное включение его в круг «своих» и, как следствие, возникновение сопереживаемого понимания, возникновение целостно-эстетического отношения к музыкальному Другому (=к Музыке), запоминание звуковой стороны музыкального рассказа как повествования именно этого Исполнителя, этого человека, возникновение целого спектра ответных (собственно человеческих) чувств, относящихся не к себе, а к Другому – конкретному, живому, здесь и сейчас музыкально-высказывающемуся (исповедно открывающемуся).

Для того, чтобы услышать музыкальный рассказ Исполнителя и увидеть его, обращенного к нам, для того, чтобы Внимать Музыке, следует подготовить свое лицо.

Приготовить лицо к музыкальному общению (=музыкальному восприятию) – значит принять облик сердечного участия любящего взора, отобразить (явить) на своем лике мимику стремления увидеть и чутко услышать музыкально-сказанное, ведь Исполнитель обращается к нам как к своим близким друзьям, доверительно, с любовью.

Наш взор и слух обращен к лицу реального (или представляемого) Исполнителя, а потому облик любящего слухово-зрительного внимания сохраняется на всем протяжении его музыкального рассказа...

Примем же и мы такое же выражение лица. Теперь можно внимать музыкальному рассказу. Наступает час Музыки... «Утреннее размышление» (П.И. Чайковский. "Детский альбом") В быстротечной суете жизни не так часто выпадают моменты, когда человек задумывается о том, как жить, для чего, почему жизнь такая, а не иная – да мало ли существует проблем, размышления над которыми длятся, зачастую, всю жизнь, так и не приводя к окончательно- однозначному ответу...

У детей – свои, детские проблемы, однако от этого они не становятся менее -значимыми, менее переживаемыми. И утро жизни, как и утро-начало такого долгого в детстве дня, порой рановеликого своей содержательной наполнительностью значительному отрезку жизни взрослого, одинаково располагают к мыслям и переживаниям о высоком, чистом, духовном, с которыми ребенок открывается тем, кто поймет и полюбит его.

Первое слушание-видение Музыки (начальный этап лицевого музыкального восприятия):

Приготовим лицо для слушания музыкального рассказа (облик небезразличного чуткого отношения к Другому).

Смотрим на «музыкальное» лицо ребенка.

Слушаем его музыкальный рассказ. Переживаем вместе с ним, чувствуем то же самое, что и он.

Второе слушание-видение музыкального рассказа (основной этап лицевого восприятия Музыки):

Мы с вами определили-почувствовали-поняли те переживания и соответствующие им мысли, с которыми музыкально обратился к нам мальчик – обратился как к своим друзьям, близким, родным, ведь с посторонними людьми не будешь делиться своими откровениями.

Давайте еще раз послушаем музыкальный рассказ и посмотрим-увидим человеческую красоту его облика, ведь когда каждый из нас думает о чем-то хорошем, добром, высоком, его лицо становится красивым, достойным любования. Тем более человек становится красивым и лицо его прекрасным, когда рассказывает об этом музыкально, когда прекрасные звуки его души лицево отражены красотою.

Настоящий человек умеет радоваться за другого в его высокой музыкальной красоте человечности, настоящий человек удивляется. восхищается, изумляется возвышенной духовностью его музыкального облика. Будем слушать музыкальный рассказ мальчика и смотреть на него участливым, любящим взглядом.

Приготовим лицо для слушания музыкального рассказа

Примерный текст Учителя при лицевом или инструментально-лицевом исполнении Музыки (мимирование Музыки или же собственное исполнение):

«Здравствуйте, ребята! Сегодня я расскажу вам несколько музыкальных рассказов, которые написал известный русский композитор Петр Ильич Чайковский. Он объединил эти рассказы в музыкальную книгу, которую назвал «Детский альбом». Как видно из названия, в этой книге рассказывается о вас, о детях. Однако «музыкальный рассказ»— это рассказ особый, он не похож на те рассказы, которые вы читаете в обыкновенных книгах или слышите от взрослых. Из него вы не узнаете о каких-то удивительных приключениях или о путешествиях в неведомые заморские страны Музыкальный рассказ откроет вам не менее удивительный мир- мир переживаний, чувств и мыслей другого человека – взрослого и не очень, например, такого, как вы, совсем маленького и человека, за плечами которого прожитая жизнь.

Чтобы услышать музыкальный рассказ, следует не только слушать, потому что «нечто» звучит. Нужно обратиться лицом к человеку, посмотреть на него, всмотреться в его лицо, услышать и увидеть отраженные на его лице переживания, с которыми он обращается к нам. пережить вместе с ним то, о чем он музыкально рассказывает. Ведь когда мы разговариваем с другим человеком, мы смотрим на его лицо, а он смотрит на нас.

Первый музыкальный рассказ называется «Утреннее размышление». В нем я поведую вам (музыкальными звуками и покажу на своем лице) переживания ребенка, связанные с мыслями о чем-то добром, чистом, высоком, хорошем. Об этом не расскажешь постороннему, чужому человеку, поэтому я обращаюсь к вам как к моим самым близким и добрым друзьям, которых очень люблю, и хочу чтобы и вы принимали меня и видели во мне вашего доброго друга.

Посмотрите внимательно на меня (мое лицо), приготовьте свое лицо, сделайте его таким же слушайте мой музыкальный рассказ о чистых и светлых переживаниях растущего человека; я обращаюсь к вам: (слушают первый раз).

А теперь я еще раз расскажу вам этот же музыкальный рассказ, а вы услышьте и увидьте, каким красивым бывает звучащий тон голоса человека, когда он размышляет о добром, каким красивым становится его лицо, когда у него чистые, светлые и высокие мысли и переживания. Приготовим свои лица. Слушаем и смотрим на меня. (Слушают второй раз)

И ваши лица становятся такими же красивыми, светлыми и чистыми, когда Вы думаете о чем-то хорошем в отношении к другому человеку, желаете ему добра».

«Марш деревянных солдатиков» (П.И. Чайковский. «Детский альбом»)

Мальчик представляет, что он играет «деревянными солдатиками" и делится с нами своим веселым настроением, чувством радостного самоосуществления в игре. В игре можно быть и смелым командиром, и самому почувствовать себя бравым солдатиком, встать в строй, «игрушечно» прошагать, как на параде.

Мальчик обращается к нам доверительно, искренне, как к своим друзьям. Давайте точно так же выслушаем его музыкальный рассказ Настроим (приготовим) свое лицо: примем облик зрительно-слухового внимания и посмотрим на музыкально рассказывающего мальчика добрым, дружественным, любящим взглядом.

На протяжении музыкального рассказа лицо мальчика изменяет свое выражение: в средней части оно становится менее веселым, будто что-то вызвало озабоченность и почти неуловимую тревожность, однако затем веселое настроение опять появляется на лице мальчика. Такое построение музыкального рассказа называется трехчастным (или же, со стороны наглядной — «трехликовым»). Поднимите руку, когда услышите и увидите изменение лица музыкального рассказчика и возвращение его к первоначальному облику, проследив это глазами по лицевой схеме музыкального рассказа.

Какие чувства испытывает мальчик, с какими переживаниями он обращается к нам? Представим себя на его месте.

Второе слушание-видение музыкального рассказа:

Теперь, когда мы с помощью музыки узнали и Почувствовали мир переживаний этого мальчика, давайте еще раз послушаем его рассказ, увидим его красивое лицо ребенка, увлеченно погруженного в мир фантазии, в мир детской игры: его солдатики – храбрые воины, которые защищают добро против зла и такой же у них храбрый, смелый и отважный и командир. Когда человек делает добро другим, когда он переживает добрые чувства к другим – его лицо становится прекрасным. Если другому радостно, если он обращается к нам, чтобы поделиться этим чувством, поведать, как ему хорошо — мы, для того, чтобы сохранить красоту своего лица и человечечность его выражения – порадуемся за него. Будем радоваться вместе с ним и за него, ведь он такой же, как и мы, нему так же бывает радостно, как и каждому из нас.

Если же человек не радуется радости другого, его лицо становится некрасивым, злым, завистливым, и сам он становится недостойным того, чтобы называться Человеком (это лицо противной старухи Шапокляк или же злой облик Бабы-Яги).

Еще раз слушаем музыкальное обращение – рассказ мальчика. Приготовим свое лицо. Смотрим на лицо мальчика. Слушаем его музыкальный рассказ...

Переживаем за него, радуемся его радости, восхищаемся, изумляемся. удивляемся красоте добрых музыкальных чувств, отраженных его лицом.

Возможный краткий вариант текста (слово учителя) для «живого исполнения»; «Мой музыкальный рассказ называется «Марш деревянных солдатиков» и в нем рассказывается о чувствах и переживаниях играющего в солдатики мальчика. Приготовьте лицо для слушания его музыкального рассказа. С какими переживаниями мальчик обращается к нам, хочет с нами поделиться?» (Слушают первый раз)

Еще раз послушаем мой музыкальный рассказ и посмотрим, каким красивым становится лицо ребенка, погруженного в мир детской игры и фантазии. Будем радоваться его радости и восхищаться красоте добрых музыкальных чувств, отраженных на его лице. (Слушают второй раз)

Исходя из коммуникативной сути гуманных чувств, основываясь на рассмотрении выше социально-психологических механизмах воспитывающего действия музыки осуществимых, главным образом, в ходе музыкального восприятия как непосредственного (лицевого) общения, на уровне эстетического постижения музыки, важнейшим условием гуманизации личности младшего школьника будет олицетворенная представленность исполнителем-учителем человечности музыкального содержания.

Педагог не просто присутствует во время звучания музыки. Будучи "лицевым исполнителем" он является и наглядным фактом ее бытия, обращая ко внимающим школьникам «внешнюю сторону интонационной формы» -музыкальную мимику звучащего лица. Следует отметить, что учитель музыки даже чисто теоретически не в состоянии как исполнитель-инструменталист, исполнитель- вокалист самостоятельно сыграть весь объем музыкальных произведений «для слушания», который планируем любой программой. Отчасти еще и потому, что существует оркестровая, хоровая и иная «группово»-исполняемая музыка. Однако, учитель музыки в состоянии промимироватъ всю звуко-воспроизводимую музыку, и в этом ему помогут собственные исполнительские навыки и опыт.

Учитель способен дать музыке лицевую наглядность, наглядно обозначить ее лицо. Оттого, в случае вхождения педагога в круг "значимых других" для учащихся, создаете реальная возможность на пути "от внешнего – к внутреннему» подражательно-лицево осуществлять воспитание гуманности, музыкально- гуманизировать личность младшего школьника.

Другим важным условием является наличие в школьном классе соответствующей высоким задачам гуманизации эмоциональной атмосферы доброжелательства и любви.

Выводы:

Любое восприятие представляет собой процесс категоризации - отнесение данного предмета к тому или иному классу однотипных предметов. однако в художественном восприятии к этому процессу подключаются механизмы эмоционального заражения и сопереживания. Человек почти никогда не воспринимает объект в объективно-нейтральном плане. Почти всегда он прибавляет к увиденному и услышанному нечто из своего прошлого опыта, который проецируется на то, что видят и слышат.

Ответ на вопрос о таинстве воздействия музыки на человека надо искать скорее всего в бессознательных пластах его психики.

Возникновение художественного образа музыкального произведения в момент его восприятия слушателем во многих случаях оказывается связанным с механизмами проекции, которые обуславливаются социально-демографическими показателями слушателя.

По характеру образов, возникающих в сознании слушателя в процессе восприятия, можно составить представление об уровне его нравственного развития.

Достижение высшего уровня развития музыкального восприятия связано с возможностью слушателя ощущать «пиковое переживание» в том понимании, как его трактует А. Маслоу.

Предлагаемая методика «лицевого восприятия музыки» позволяет достаточно эффективно осуществлять музыкальную гуманизацию личности младшего школьника, повышать уровень педагогической реализации гуманистического потенциала музыки.

Главная      Назад

Сайт создан в системе uCoz